В данный момент проектирование и создание доступной среды является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Одним из критериев данного направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности получать образование наравне со здоровыми членами общества.
Задачи организации доступной среды в рамках школы:
развитие инклюзивного образования;
создания безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов;
создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;
формирование доступной среды.
Проект доступная среда – общие понятия
Термин «безбарьерная»или«доступная» средав данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям.
Инвалид– человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения– это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
инвалиды,
люди с временным нарушением здоровья,
беременные женщины,
люди старших возрастов,
люди с детскими колясками и т.п
Специально оборудованные учебные кабинеты
Адрес: 636814, Томская область, Асиновский район, село Минаевка, улица Центральная, 70
Количество учебных кабинетов: 11
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для эффективной организации учебного процесса школа имеет 2 учебных кабинета с выходом в интернет, 1 кабинета оборудованы интерактивной доской, компьютерный класс, кабинет физики, кабинет химии, спортивный зал.
Адрес:636814, Томская область, Асиновский район, село Минаевка, улица Центральная, 70
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Школьная библиотека расположена на 2 этаже.
В школьной библиотеке обеспечен доступ к учебной, энциклопедической и художественной литературе,
периодическим изданиям на печатных носителях.
Имеется компьютер.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Спортивный зал
Адрес:636814, Томская область, Асиновский район, село Минаевка, улица Центральная, 70
Расположен в отдельно стоящем здании.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Школа оснащена средствами обучения и воспитания для реализации основных образовательных программ.
В образовательном процессе в школе используется широкий спектр средств обучения и воспитания:
Печатные(учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради,
атласы, раздаточный материал).
Аудиовизуальные (слайды, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные
кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).
Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные
доски).
Демонстрационные(гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели
демонстрационные)
Учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.).
Тренажеры и спортивное оборудование.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
·На территории образовательной организации обустроена стоянка автотранспортных средств для инвалидов
·Вход в школу плоский с одной ступенькой.
·Для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ограниченными возможностями здоровья предоставляется сопровождающее лицо
Специальные условия питания
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организовано бесплатное двухразовое питание.
Специальные условия охраны здоровья
В школе имеется:
-
пожарная сигнализация,
-
дымовые извещатели,
-
система видеонаблюдения (2 видеокамеры),
-
«тревожная кнопка».
В школе созданы условия охраны здоровья детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья. Имеется спортивный зал с необходимым оборудованием и инвентарем.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества.
Информационная база школы оснащена: - электронной почтой; локальной сетью; выходом в Интернет (провайдер «Ростелеком»); функционирует официальный сайт школы.
В школе создана локальная сеть.
Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в школе действует система контент - фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для учащихся и преподавателей школы закрыт.
В школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), интерактивные доски.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Федеральный центр электронных образовательных ресурсов
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Медиатека образовательных ресурсов
Российский общеобразовательный портал
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Адаптация официального сайта органа и организации, предоставляющих услуги в сфере образования, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих).
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежития и интерната нет.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Общежития и интерната нет.